Совет

Консультативный совет "Образование 
как механизм формирования духовно-
нравственной культуры общества"

при Департаменте образования Москвы

назад


ПРОТОКОЛ   9-го   ЗАСЕДАНИЯ

 

ОБЩЕСТВЕННОГО КОНСУЛЬТАТИВНОГО СОВЕТА

“Образование как механизм формирования

духовно-нравственной культуры общества”.

при МОСКОВСКОМ КОМИТЕТЕ ОБРАЗОВАНИЯ

 

8 мая 2002 года

 

В заседании приняли участие 10 членов Совета, а также:

Ваганова Наталья Николаевна, главный специалист Управления дошкольного и общего среднего образования МКО,

Чепур Ольга Алексеевна, методист Зеленоградского окружного методического центра,

Гусев Георгий Витальевич, заместитель директора НОУ Православная гимназия «Сабурово»,

Робинов Юрий Васильевич, доцент ГАСК, заместитель директора по воспитывающей деятельности школы № 1316,

Воронин Валерий Александрович, учитель английского языка школы № 1304,

Щекутьева Татьяна Борисовна, преподаватель ОБЖ профессионального лицея швейного дизайна № 307,

Чащина Мария Антоновна, заместитель председателя РОО “Комитет по спасению молодежи от деструктивных культов”,

Романюк Светлана Васильевна, член Совета РОО “Комитет по спасению молодежи от деструктивных культов”,

Другие члены РОО “Комитет по спасению молодежи от деструктивных культов” – 5 человек,

Байкин Сергей Александрович, президент Фонда реабилитации и поддержки «Мир семьи»,

Мартемьянова Ирина Марсельевна, психолог,

Лоткова Любовь Федоровна, директор НОУ «Русская школа» (г.Тольятти)

 

 

 

Открыл заседание и объявил повестку дня заместитель председателя Совета А.Ю.СОЛОВЬЕВ.

Совет решил процедурный вопрос:

утвердил Протокол предыдущего заседания 5 апреля 2002 года.

 

Тема № 1

«Опасное партнерство»: информация об организациях и группах, пропагандирующих нетрадиционные религиозные движения и культы, оккультизм, сатанизм, магию, а также информация о пресечении деятельности активистов религиозных групп (сект) и пропагандистов оккультизма в образовательных учреждениях (продолжение, начало в материалах предыдущего заседания).

Об изменениях в состоянии банка данных «Опасное партнерство» доложил А.Ю.СОЛОВЬЕВ.

А.Ю.СОЛОВЬЕВ

По материалам работы Московского комитета образования составлен список «Опасное партнерство». В него вошло 80 организаций. В ближайшие месяцы мы сможем дополнить список. Сама форма списка ориентирована на использование его как справочника директорами учебных заведений, работниками управленческих структур. Кроме списка, в подборку материалов настоящего заседания вошел перечень нормативных правовых актов и писем Минобразования и МКО за 1997-2002 годы: всего пять документов, т.е. очень мало для решения проблемы религиозной безопасности системы образования.

Сегодня мы ждём от присутствующих здесь замечаний по этому списку и добавлений в него. Каждый из вас является специалистом, если не по всем подготовленным в списке направлениям, то в близкой вами тематике. В списке около 80-ти организаций. Дайте ваши экспертные замечания, предложения. И мы слушаем по порядку.

Если в списке нет той информации, о которой вы хотите сказать, то её надо включить. Вы должны дать название организации и краткий анализ её деятельности, особенно если она уже проявилась в структурах московского образования.

От вас мы просим в письменной форме по этому плану информацию об определенной организации за вашей подписью как члена Комитета по спасению молодёжи.

Сданные сегодня вами материалы, в письменной форме, мы вместе с членом Совета Еленой Ивановной Рябинкиной, вашим официальным представителем в нашем Совете, подошьём в общий материал, составим общие замечания Комитета по спасению молодёжи к этому списку, запротоколируем их, а Елена Ивановна подпишет это всё от вашего имени.

Ваши материалы попадут в протокол заседания.

В протоколе заседания будут отражены все материалы, принесённые вами, они станут дополнением списка «Опасное партнёрство». Информация личного характера в официальные документы не попадёт.

Е.И. РЯБИНКИНА:

Мы подготовили замечания, некоторые уже оформлены. Например, организацию Свидетели Иеговы сейчас не надо представлять, они широко известны. Эта организация в России действует централизованно, она управляется Американским комитетом, все документы и инструкции идут оттуда; к детям предъявляются особые требования, особые условия, они многого лишаются, им запрещены такие действия, как участие в праздниках, во внешкольных мероприятиях. Мы уже написали о том, какие они распространяют документы в школах, как внедряются в школы, кто является руководителями, но мы их точно не знаем, поскольку их организаций очень большое количество, у них есть свои советы в каждом собрании. Какие к детям предъявляются требования, чтобы свидетельствовать, что распространять. Кроме того, подготавливают целые папки материалов, приносят их в школы, в библиотеки и т.д. Этот материал мы уже подготовили.

А сейчас я предоставляю слово родителям, дети которых попали в секты, членам Комитета.

А.Ю. СОЛОВЬЁВ: У меня не было мысли о том, чтобы не вставлять Свидетелей Иеговы в список. У меня была мысль их вставить в список; сейчас мне будет дан конкретный материал, и я эту организацию внесу в список. Но ещё раз хочу посоветоваться с представителями Комитета по спасению молодёжи: нужно ли организацию Свидетелей Иеговы вставлять в общий список. Если надо, давайте решим это вместе.

А.Ю. СОЛОВЬЁВ: Елена Ивановна, когда я писал, то понимал, что некоторые религиозные организации легко узнать. Поэтому администрация школы и без того Свидетелей Иеговы не пустит. С другой стороны есть, конечно, масса проблем, не каждая администрация школы в принципе обращает внимание на эту проблему, не каждый управленец способен отличить одних свидетелей от других. Включим, конечно, тем более, что весь Совет поддерживает. Ни у кого возражений нет.

Перейдём теперь к выступлениям родителей.

Е.И. РЯБИНКИНА: У нас присутствует папа: он расскажет, как был вовлечён в секту Свидетели Иеговы его ребёнок.

ПРЕДСТАВИТЕЛЬ КОМИТЕТА ПО СПАСЕНИЮ МОЛОДЁЖИ: Ребенка в шестилетнем возрасте мама вовлекла в секту, мы жили раздельно. И потом я забрал его к себе, устроил в школу. Но мама, то есть эта организация, опередила меня. Они уже сходили в школу, узнали в какую школу я устраиваю своего ребёнка. И обработали директора школы, классного руководителя (позже, с классным руководителем я довольно скоро нашёл общий язык), школьного психолога. Мама со своими друзьями-сектантами ходит к сыну якобы на свидание.

Ребёнок приходил из школы нервный. Говорил: «Папа, мама приходит в школу». Она добивалась встречи с директором школы под предлогом, будто бы я не даю ей видеться с сыном. В итоге директор, не зная меня вообще, написал письмо в Европейский суд, что я такой плохой отец.

Делалось психологическое обследование всего класса на основании тестов, причём были искажены результаты тестирования. Это психологическое обследование было незаконным. Его провела некая Забелина, которая к школе никакого отношения не имеет. После этого и появилось письмо в Европейский суд.

Потом я обратился в органы опеки, они меня отправили в центр «Озон». Там ребёнка тщательно обследовали и упростили мои проблемы. Провели исследование, кем и когда было сделано психологическое обследование в классе, где учится мой сын. Оказалось, что это психологическое обследование было проведено незаконно. Была беседа с директором школы главы департамента образования.

Свидетели Иеговы рвутся в школу под любым предлогом.

И.В. ПОНКИН: Нужно уточнить. Говорить надо не о том, какая беда постигла того или иного человека. Нужно говорить о предложениях, как надо поступать.

А.Ю. СОЛОВЬЁВ: Рассказ родителя говорит о том, что у нас есть возможность обратиться не к некоему религиоведу, знающему 800 историй, а к человеку, который сам пережил это, непосредственно имел дело с директором государственной школы, с психологом государственной школы, с классным руководителем и т.д.

Я думаю, что Ваш материал мы можем подать в качестве приложения к протоколу. А в материал списка «Опасное партнёрство» я бы предложил поместить указания на эту конкретную историю в конкретной школе. Это интересно, важно. Не часто бывает такое, что директор государственной школы пишет в Европейский суд, а потом отказывается от этого. Это интересный момент. Его надо отметить в протоколе. Спасибо Вам.

Е.И. РЯБИНКИНА: Следующий родитель.

ПРЕДСТАВИТЕЛЬ КОМИТЕТА ПО СПАСЕНИЮ МОЛОДЁЖИ: Я – дедушка. Моя дочь является членом секты Свидетели Иеговы, она водит в секту моих внуков 6-ти и 8-ми лет. Также как и её саму заставляют работать по 9-10 часов в сутки, она заставляет своих детей работать по 5-6 часов на эту секту. Работа ведётся бесплатно, как вы знаете. И дети оторваны от общества, от своих сверстников. Старший (восьмилетний) ходит в школу, младшая ходит в детский сад. Надо обратить внимание на то, что в детском саду тоже работает член этой секты Свидетелей Иеговы.

Я обращался к директору школы. Сначала она отозвалась очень активно, сказала: «Я буду Вас защищать и поддерживать». Но потом я обратился в окружное управление и в МКО, после чего директор сказала, что ей не разрешается заниматься вопросами, связанными с деструктивными сектами. Нам пришлось обратиться в комитет по защите молодёжи и участвовать в суде, который идёт в Головинском суде по запрету деятельности организации Свидетелей Иеговы в Москве. Если суд выиграем, то, возможно, предпримем какие-то другие меры. Мы обращались в попечительский совет Ясенева, с просьбой предпринять какие-то меры в отношении нашей дочери, чтобы она не водила несовершеннолетних детей с собой на проповеди, на конгрессы, на собрания.

Попечительский совет собрал своё совещание, но нас не пригласили. (Наше заявление об этом имеется). Вызвали только дочку. Попечительский совет прошёл под председательством главы управы Воробьёвой. Нам прислали письмо о том, что моей дочери запрещено водить детей на мероприятия секты. (Письмо у меня есть, я могу его показать членам Совета). Однако она, наоборот, усилила свою деятельность, таскает детей и до позднего вечера заставляет их читать библейскую литературу, написанную мелким шрифтом. Ещё пятилетнюю, девочку выучила читать (сейчас ей шесть лет), и та читает главы, например, 19-ю главу из Библии и т.д. То есть, я хотел бы обратить ваше внимание на необходимость как-то законодательно осуществить мероприятия по защите детей от таких деструктивных культов.

Может быть, обратиться в Государственную Думу, в городскую Думу по увеличению денежных средств на ведение внешкольной работы неё. Я бы мог содействовать рассмотрению этого вопроса и в Государственной Думе, и в городской Думе, если Комитету необходимо такое участие.

А.Ю. СОЛОВЬЁВ: Спасибо за это предложение. Я думаю, наше сотрудничество будет развиваться. Ваши замечания по списку, надо ли туда что-либо включить?

ПРЕДСТАВИТЕЛЬ КОМИТЕТА ПО СПАСЕНИЮ МОЛОДЁЖИ: Свидетелей Иеговы обязательно надо включить в список «Опасное партнёрство».

Е.И. РЯБИНКИНА: Алексей Юрьевич, мы спрашиваем: как школа может помочь, если к ней обращаются родственники, родители детей? Если всё, что происходит за пределами школы, ее не интересует, и она в этом не участвует. Это уже не первый случай, когда мы обращаемся к директорам школ, и они говорят, что у нас в школе всё в порядке: ребёнок учится хорошо, ведёт себя хорошо, претензий к ребёнку нет. И всё. А что ребёнок делает после школы – школу не интересует.

А.Ю. СОЛОВЬЁВ: Елена Ивановна, я благодарю Вас за этот вопрос. Мы его снова будем поднимать. И он связан не только с проблемой сект. А что делает за пределами школы в компании каждый ученик? Это вопрос общий, он касается не только деятельности сект. Пожалуйста, ещё оценки и замечания по нашему списку.

И.М. МАРТЕМЬЯНОВА: А если организации нет в списке, не будут ли считать, что с ней можно сотрудничать?

ПРЕДСТАВИТЕЛЬ КОМИТЕТА ПО СПАСЕНИЮ МОЛОДЁЖИ: Я разговаривала с народной учительницей, работающей в Строгино. К ним пришли пять выпускниц педагогического колледжа, которые пришли устраиваться на работу. И четверо из них сказали, что мы не будем работать, здесь очень маленькая зарплата. А та выпускница, которая является адептом секты Свидетелей Иеговы, сказала: «Я буду работать. Я обязательно буду работать». Представляете, к ней придёт класс учеников… Мне кажется, что такую ситуацию нужно оговорить в законе, чтобы члены этих сект не попадали в школы. У нас участковый врач свидетель Иеговы, она педиатр. И когда я начинаю говорить, что ребёнок год болеет после того, как его начали водить в секту, она на меня так посмотрела, и сказала: «Тут святое дело, а вы против».

А.Ю. СОЛОВЬЁВ: Это пример из сферы здравоохранения. На самом деле это вопрос для всех, для всего общества. Это вопрос безопасности всей нашей общественной жизни и безопасности государства тоже.

Прошу ещё раз ваши предложения по другим организациям.

Вы упомянули здесь Церковь Христа.

ПРЕДСТАВИТЕЛЬ КОМИТЕТА ПО СПАСЕНИЮ МОЛОДЁЖИ: Церковь Христа возникла в 1909 году, в штате Массачусетс (США). Основатель их учения Евангелист Кик (?) Мак Кин. А в России она зарегистрирована Минюстом в 1992 году за № 303 на имя гражданки США Пороховщик (?) Александры. Позже была перерегистрирована на Пороховщика (?) Михаила Леонидовича – мужа гражданки США, он выпускник МФТИ.

Огромное количество городов охвачено этим движением: Санкт-Петербург, Новосибирск, Екатеринбург, Пермь, Нижний Новгород, Киев, Одесса, Таллин, Харьков, Минск. Рига, Ашхабад, Кишинёв, Бишкек, Вильнюс. Я была в Уренгое - там 500 человек в секте. А это, простите, за Полярным кругом.

            Инициативы в сфере образования у них очень широкие. Они занимаются с нашими маленькими детьми (программа называется «Детское царство»). Мой внук начал туда ходить с четырёх лет, умея читать и писать. Через год ребёнок не мог ясно выразить свою мысль, разучился читать и считать.

            Когда детям исполняется десять лет, их переводят в другую группу – это движение называется «Тигры». Что там делают с детьми, непонятно. Причём, там ведётся очень чёткий учёт детей, которых привели. Учитывается их возраст, кто привёл этого ребёнка и т.д., идёт чёткий учёт. Один день в неделю у них был свободен, остальное время заняты этой работой.

            И существует студенческий сектор.

            Когда я ехала в автобусе к МГУ, видела, что студенты в автобусах вербуют в эту секту. Она начала своё развитие именно с МГУ. Однажды на факультет психологии МГУ приехали американцы Флеменги, и с 1992 года это пошло.

            Они проводят различные конференции, например, «Женщины XXI века». Свои мероприятия они проводят в очень дорогих залах: гостиница «Космос»,  «Дворец молодёжи» на «Фрунзенской», стадион «Лужники».

            Когда я спросила у своей дочери: «Куда вы идёте?» Она ответила мне: «Ты что думаешь, Лужков глупее тебя? Он был у нас там в президиуме!»

            Деятельность этой «церкви» поддерживает фонд «Надежда» по всему миру. Я у своей дочери нашла списки, заявления на материальную помощь. Они снабжают их одеждой «секонд хенд» и т.д. Этот  фонд возглавляет гражданин США Шун Туд (Буд) (?) Он финансирует детские дома столицы и, естественно, в них проводится идеологическая работа. Идёт большое распространение литературы, а печатается литература в московских типографиях.

            Я прочитала руководство для внутреннего пользования из «Детского царства», потом отнесла методисту в детский сад. Она плакала, когда всё это читала.

А.Ю. СОЛОВЬЁВ: А методист детского сада может написать свою оценку?

ПРЕДСТАВИТЕЛЬ КОМИТЕТА ПО СПАСЕНИЮ МОЛОДЁЖИ: Да, я её об этом уже просила, хочу ещё попросить Институт психологии. Это очень серьёзно, очень похоже на идеологическую диверсию в стране.

            Этих сект в нашей стране появилось великое множество.

            Часто и кинотеатры сдают им свои помещения, например: кинотеатр «София», «Тбилиси», «Первомайский», «Стрела», дом культуры имени Серафимовича. В мае будет конференция в кинотеатре «Баку».

А.Ю. СОЛОВЬЁВ: А наши образовательные учреждения в этом списке есть? Или Вы намекаете на то, что учащиеся школ, которые находятся рядом с кинотеатрами, постоянно являющимися центрами притяжения сект, могут оказаться среди адептов сект?

            Мы должны сообщить директорам школ, если какой-либо кинотеатр в течение долгого времени принимает «Церковь Христа» или другую секту. Ведь на кинотеатры мы повлиять не можем, они не находятся в подчинении Комитета образования. Но директорам школ, находящихся вокруг этих кинотеатров, надо иметь это в виду. Это надо учитывать в плане своей работы.

            ПРЕДСТАВИТЕЛЬ КОМИТЕТА ПО СПАСЕНИЮ МОЛОДЁЖИ охарактеризовал деятельность секты-коммуны под руководством Столбуна и Стрельцовой. Есть экспертные заключения по деятельности этой секты независимой организации «Ассоциация детских психологов и психиатров», независимой психиатрической Ассоциации, главного подросткового психиатра России Драбкина, зав. лаб. нейрофизиологии и психологии МГУ Охутиной, НИИ прокуратуры. Заключения свидетельствуют, что это медицинский эксперимент, осуществляемый над детьми, полностью зависящими от своих педагогов и воспитателей. У секты есть высокие покровители, в числе которых бывший зам. министра образования А.Г.Асмолов, А.Н.Яковлев – один из отцов перестройки, бывший работник ЦК КПСС. Сейчас эта секта пытается пробиться в Академию наук, ищут там поддержку. Секта предполагает работать не в государственной школе, а создать частную школу, чтобы сократить количество проверяющих.

А.Ю. СОЛОВЬЁВ: Я не включил эту секту в список, потому что не сталкивался с ней в своей работе. Ваши материалы мы рассмотрим вместе со специалистами.

ПРЕДСТАВИТЕЛЬ КОМИТЕТА ПО СПАСЕНИЮ МОЛОДЁЖИ выразил озабоченность проникновением представителей Богородичного центра в различные учебные заведения, в т.ч. в одну из частных школ – школу «Мыслитель».

А.Ю. СОЛОВЬЁВ пригласил представителя Комитета на встречу со специалистом МКО по негосударственным заведениям. Разговор о школе «Мыслитель» будет обсуждаться в рабочем порядке.

И.В.ПОНКИН: отметил, что родители и дети имеют право на свои взгляды, мировоззрение, свободу совести, нарушать которые никто не может, в т.ч. и та организация, которая желает проповедовать в школе. 

И.М.МАРТЕМЬЯНОВА обратила внимание на педагогику Монтессори, которая, по ее мнению, имеет религиозное содержание. Необходимо также обратить внимание на широко распространенные ныне произведения о Гарри Поттере. В США, Греции и других странах уже появились статьи специалистов, которые находят в этих книгах элементы сатанинского культа.

И.В.ПОНКИН выразил мнение о необходимости основательных экспертиз по обоим указанным направлениям.

Члены Совета и представители комитета по спасению молодёжи выразили мнение о недопустимости распространения по школам афиш безнравственного содержания или призывающих к посещению мероприятий различных сект, а также на театральные постановки, которые предлагают весьма сомнительное содержание.

А.Ю. СОЛОВЬЁВ: рассказал о спектакле «Вернись в дом свой» Московского драматического театра художественной публицистики, который недавно многие смогли снова посмотреть в рамках педагогических чтений, (мы показывали его 25 апреля).  После показа его в 141 школе стало ясно, что этот спектакль могут смотреть не только учащиеся 10-х и 11-х классов, но и 8-х и 9-х. Я хочу выразить точку зрения многих, смотревших в этот раз спектакль. Он подходит не только к теме «Опасное партнёрство», но и к теме «Русская культура». Его можно показывать в школах к Дням славянской письменности и культуры потому, что в нём говорят как раз о русской культуре, о православных традициях, показывая это так, как это происходит сегодня на улицах и в семьях.

            Поэтому сегодня я снова по предложению Владимира Вячеславовича Воробьёва напоминаю вам об этом спектакле. (Обращает внимание на письма Комитета образования)

            А теперь представляю материал Игоря Владиславовича «Правовые основы запрещения, пресечения деятельности религиозных сект в государственных, муниципальных образовательных учреждениях». Он у вас имеется на двенадцати страницах, шрифт текста очень мелкий из экономии бумаги. Это говорит о том, что проработка этого вопроса, в том числе, членами нашего совета довольно глубокая.

            Пожалуйста, вы можете по этим материалам высказываться, как сегодня, так и потом в рабочем порядке, как автору этих материалов или через нас, через Совет.

            Я предлагаю перейти к следующему вопросу.

 

Тема № 2

Празднование Дней славянской письменности и культуры как социокультурный фактор образования и элемент православной культуры.

Н.Н.ВАГАНОВА, главный специалист МКО:

            Уважаемые коллеги! Распоряжением Правительства Москвы уже  в течение почти 10 лет ежегодно в Москве отмечается как городской праздник Дней славянской письменности. В этом году Ю.М.Лужков обратил внимание всех заинтересованных организаций, чтобы в этом году эти дни были отмечены более активно, более широко. Кроме МКО, организацией празднования Дней славянской культуры и письменности занимается Комитет общественных межрегиональных связей, имеется план общегородского празднования. Я остановлюсь на тех мероприятиях, которые организованы нашими образовательными учреждениями и органами управления.

            Сразу хочу предупредить, что принцип составления этого общегородского плана был следующий: сюда вошли наиболее крупные, значимые, интересные мероприятия, которые были представлены окружными управлениями образования в рамках проведения этих дней в округе. Дни славянской письменности начинаются у нас с понедельника, 13 мая, и заканчиваются фактически уже 1 июня, в течение двух недель. Когда мы планировали, мы дали нашим  окружным управлениям такую целевую установку: в этом году праздник был посвящен русскому языку, русской литературе в первую очередь, и всему тому, что связано с историей литературы, с литературными памятниками Москвы, с именами писателей, которые жили и работали в Москве. Естественно, что центральной фигурой в этом празднике стал Александр Сергеевич Пушкин, чей день памяти в эти дни мы как раз и отмечаем. Поэтому в преддверии непосредственных праздничных дней в округах проходят различные конкурсы сочинений, чтецов, переводчиков (в школах с этнокультурным национальным компонентом образования) и т.д. Соответственно, 1-е мероприятие, 13 мая – это пушкинский праздник в Пушкинском музее, где будут награждаться победители творческих конкурсов.

            Следующим крупным мероприятием является 18 мая – последний день занятий для наших первоклассников. Мы хотели, чтобы во всех наших школах в этот день прошли не просто праздничные чаепития, а торжества, посвященные итогам 1-го года обучения наших детей в школе, знакомству с русским языком, с книгой; поэтому и праздник  мы назвали «Большое чудо книга».

            В течение уже многих лет мы плодотворно сотрудничаем с Академией славянской культуры. И в этом году целый ряд крупных, интересных мероприятий организуется именно ею и школой с русским этнокультурным компонентом образования № 1316 при Академии. Причем эти мероприятия выходят за сетку школьного возраста, включая наряду со старшеклассниками и студентов пед. ВУЗов Москвы. Мы с большой благодарностью принимаем все предложения Академии, которая демонстрирует высокий уровень подготовки и интересные подходы к темам.

            Хочу обратить ваше внимание еще на одно мероприятие – организацию международной школы-практикума для преподавателей русского языка и литературы стран СНГ и Балтии. В этом году эта учеба будет проходить под эгидой Дней славянской культуры и письменности, ее организует и проводит кафедра Международных программ Института открытого образования (бывшего МИПКРО).

            Я хотела бы обратить ваше внимание на то, что в каждом округе есть достаточно насыщенный план своих мероприятий, с которым вы можете познакомиться. Здесь представлены только те мероприятия, которые могут быть интересны представителям других округов.

            В заключение у меня предложение: поскольку Дни славянской культуры – традиционное и ежегодное мероприятие, то в плане подготовки к новому учебному году имеет смысл на одном из заседаний Консультативного Совета обсудить программу мероприятий уже на следующий год. Я думаю, что это было бы и интересно, и полезно, и мы могли бы воспользоваться теми рекомендациями и советами, которые вы могли бы нам дать. Я думаю, что это надо сделать в конце 1-го полугодия, в ноябре-декабре.

И еще: в январе у нас проходят Рождественские Чтения, в рамках которых  работает конференция по Русской школе. В ней участвуют наши школы с этнокультурным компонентом образования: они проводят семинары, открывают свои двери в эти дни. Хотелось бы на одном из заседаний Совета обсудить содержание этой конференции и сформировать наш, московский взгляд на ту систему работы и то содержание, которое мы представляем, предлагаем нашим коллегам и из Москвы, и тем, кто приезжает из более дальних точек России. Конференция проходит на московской земле, и нам надо занимать какую-то позицию по отношению к ней.

А.Ю.СОЛОВЬЕВ:  Хорошо, мы принимаем оба эти предложения. Вопросы к Наталии Николаевне.

В.Ю.ТРОИЦКИЙ: Скажите, пожалуйста, во 2-м пункте вашей программы какая-то странная, настораживающая, очень техническая формулировка: формирование способности понимания…

Н.Н.ВАГАНОВА: В подготовке этой литературоведческой конференции, посвященной развитию способности понимания художественного текста, принимает участие как раз Академия славянской культуры; в данной ситуации я доверяю организаторам, людям, которые занимаются содержанием.

В.В.ВОРОБЬЕВ: Мне кажется, что вопрос о планировании надо обсуждать уже сейчас, т.к. в округе, кроме этого праздника, - хвост других мероприятий, например, день рождения пионерской организации, в этом году юбилей. И другие. На Совете в июне, мне кажется, мы уже должны поговорить о каких-то итогах праздника. 

А.Ю.СОЛОВЬЕВ:  Предложение Владимира Вячеславовича включить в план работы следующего заседания Совета итоги мероприятий по празднованию Дней славянской культуры и письменности. Мы справимся с этим только в том случае, если Наталия Николаевна согласна нам помочь.

Н.Н.ВАГАНОВА: Конечно; я считаю, что общественность должна быть в курсе того, что происходит. Тем более, что это совместная наша деятельность, и обе стороны заинтересованы в этой работе.

А.Ю.СОЛОВЬЕВ:  Хорошо, принято. Даем слово Галине Николаевне Мелеховой.

Г.Н.МЕЛЕХОВА:

            Меня попросили посмотреть и оценить масштаб, который сейчас занимает этот праздник в школе. В связи с этим я познакомилась с рядом документов, книг, которые публикуются, в частности, под эгидой МКО. Конечно, празднование этих Дней имеет многолетнюю традицию, выпущено уже несколько сборников, отразивших материалы, включаемые и обсуждаемые на этих праздниках.

            Пафос книг заключается в том, что ныне, наконец, настало время, когда нужно объединить усилия и общественности, и системы образования, и духовной системы просвещения в Москве, т.е. всех, заинтересованных в воспитании детей. В соответствии с этим в сборники включены работы подвизающихся на этой ниве священников. Но в целом сборники производят странное впечатление. В частности, во введении очень странно звучит, что святые равноапостольные Кирилл и Мефодий были убеждены «в равенстве всех народов и всех религиозных конфессий». Во-первых, это прямо неверно, во-вторых, так говорить, значит навязывать 9-му веку современные споры и суждения. И таких накладок, которые свидетельствуют о том, что составители и редакторы сборников не совсем владеют содержанием того, что представляют, здесь немало. В редакционных статьях нет представления о необходимости возобновления, продолжения традиции. Один из авторов сообщает, что праздник начал отмечаться с 1992 г., года установления памятника Кириллу и Мефодию на Славянской площади, что, конечно же, не так. В этой же книге один из священников, по-моему о.Максим Козлов, пишет, что это уже тысячелетняя традиция. И я, как историк, могу сказать, что песнопение «Слава вам, братья, славян просветители» было гимном  сельских церковно-приходских школ 2-й ступени, которые готовили православных педагогов для русских деревень. Таким образом, статьи священников ставят все на свои места, но пропагандируемого объединения усилий пока не происходит: управленцы говорят свое, священники свое.

            Еще одна интересная мысль звучит в опубликованных материалах: что именно праздновать? Какое событие? Какое содержание должно иметь празднование? Принесение славянской азбуки? Есть масса материалов, которые говорят о том, что азбука или ее элементы существовали и до того, как ее сформулировал равноапостольный Кирилл. Интересна позиция митрополита Филарета (Дроздова), современника Пушкина, еще при жизни прозванного Мудрым: праздновать надо именно просвещение славян, перевод слова Божия – Библии – на славянский язык. Это идея находит пока весьма ограниченное  отражение в материалах.

            Другой книгой, с которой я познакомилась, был календарь-спутник организатора-воспитателя юных москвичей на 2001/2002 учебный год. Этот календарь производит еще более странное впечатление. Он еще более ярко не стремится продолжать традиции русской культуры. Более того, он принципиально провозглашает стремление выйти на какие-то мировые уровни, мировые проблемы, причем не через развитие собственных национальных традиций, русских и иных, а на какие-то никому неведомые традиции мира, рассчитанные, как говорил Ф.М.Достоевский, на неких общечеловеков – тогда была болезнь европейничанья. Станьте, говорил Федор Михайлович, самими собой, русскими, познайте свою культуру, и тогда вы вольетесь в семью народов, и вас будут уважать и ценить. Кстати, эта мысль не только нашего Достоевского. Лидер индийского народа Махатма Ганди провозглашал аналогичную мысль: именно и только через полное развитие своей национальной культуры народ и может влиться в общемировую семью.

            Эта идея составителям календаря-спутника совершенно чужда. А ведь это – серьезная методическая разработка. Цель его – пропаганда новой методики образования, а именно отвлечь воспитателя от педагогики мероприятий  и помочь организовать совместную деятельность с детьми, т.е. это учебно-методическая литература. Поэтому странно, что составители делают упор, в основном, на развлечения. Как праздник, так игры и развлечения. Скажем, Святки – это гадания, Масленица – это гуляния, Рождество – это игры на воздухе, Пасха – игра в городки и т.д. Причем игры хорошо описаны, прямо-таки можно возобновить их. Наверное, это неплохо, но меня волнует, что русская культура при этом представляется в таком урезанном, усеченном, оболганном виде. Книга не дает представления о главном богатстве русской культуры. Один из русских, российских пастырей  писал еще в начале нашего века: «Ни один народ не имеет такого разнообразия религиозных подвигов, как народ русский». При том, что эта книга не может быть конфессиональной, православной, потому что она обращена ко всякой школе, не только к русской, все-таки совершенно обходить духовные стороны, совершенно не касаться столь актуальных ныне религиоведческих хотя бы знаний, видимо, сейчас уже не возможно.

А введение «От издателей» меня прямо-таки позабавило. Издатели пишут: вот мы вступаем в XXI век, человек изменился; изменились и обновляются  и подходы. Что же меняется, по мнению авторов, в воспитании на современном этапе обновления общества? Каким мы хотим видеть нового человека? Что мы должны сегодня воспитывать в подрастающем поколении? Цитирую: мы осознаем, что хотим видеть подрастающего человека… - дальше просто падаешь – информированным, - на первом месте. Не любовь к родине, не духовно-нравственные качества – информированность на 1-м месте. Далее: творчески свободным, способным к самосовершенствованию. Вы знаете, я посмотрела этимологию слова «свобода» и до сих пор хожу под впечатлением. Оказывается, что изначально свобода понималась как причастность человека к своему роду, своему народу, т.е. «свобода», «свой», «собой» – этимологически происходят от одних понятий, одних корней, изначально это родственные слова. Вот какая свобода, даже свобода наступает и осознается через причастность человека к собственной культуре, к собственным родовым корням.

Вот этого в календаре совершенно нет, а в сборниках, посвященных Дням славянской письменности и культуре, это есть в той половине, в которой выступают духовные люди – они эти проблемы осознают.

Что касается распространенности и проблематики праздника, то хочется сказать: эти книги отсчитывают свою, так сказать, историю с 1991 г. Уже в этом году были сформулированы такой вывод (вывод 5): подготовку к следующему празднику – а это 91 год – надо начинать сразу же после подведения итогов прошедшего этапа, закладывая идейно-организационно-практические основы на следующий год, и организатором этой работы должны стать государственные органы управления образованием. Читая победные реляции этой книги, кажется, что все это везде живет, цветет. А на самом деле только, видимо, в православных школах эти праздники действительно стали массовыми и отмечаются, а наши обычные школы не очень ими затрагиваются. Думаю, что настало время, чтобы давно сформулированные идеи стали жизнью. Ведь это праздник действительно очень подходит к нашему времени, он и светский, и церковный одновременно, и он может стать итогом всей годовой работы школы. Когда-то у нас, на Совете, уже звучала эта идея: объединить конференцию Всеволода Юрьевича Троицкого и празднование этих Дней, как бы, разделив их полугодом во времени, соединить их по смыслу. Тогда на конференции можно подвести итоги празднества, а тема работы школы будет сквозная, единая, потому что идея русской культуры присутствует и в конференции, и в Днях славянской письменности. Вот такие мои замечания, спасибо.

 

Тема № 3

Предварительные итоги педагогических чтений 23-24 апреля 2002 года «Духовно-нравственное воспитание старшеклассников во внеурочной деятельности» МКО.

А.Ю.СОЛОВЬЕВ подвел предварительные итоги прошедших пед. чтений.

 

Зам. председателя Совета                            А.Ю. Соловьев

 

Секретарь Совета                                                      В.В. Воробьев

 

Протокол вела                                                           Г.Н. Мелехова

 

8 мая 2002 г.

Hosted by uCoz